Нетрудно вспомнить примеры упрощения в японской анимации. Для тех, кто привык к чему-то вроде Дисней, они кажутся странным. Когда во всей сцене двигается только рот персонажа. Или когда застывший в динамичной позе персонаж показан на быстро движущемся фоне. При этом примеры усложнения анимации тоже есть. Они хорошо продуманы и появляются в нужных моментах. Например, в опенинге, порождая кучу шуток о том, что весь бюджет ушел именно на него. В этой статье мы расскажем вам, как эти сцены реализованы технически.
Сцены с резким увеличением качества анимации называют сакуга (яп. 作画, ром. sakuga), это сленговое слово, буквально оно преводится просто как «рисование картинок». Приёмы такой анимации обычно называют по фамилии аниматора, который придумал или первым его использовал. Дальше несколько примеров самых культовых эффектов.
Цирк Итано (Ichiro Itano)
Способ изображения воздушных боёв, особенно известный по сериалу «Макросс». Мех, самолет, или космический корабль выпускает много управляемых ракет с тщательно анимированными спиралевидными следами дыма и сложными траекториями, а цель постоянно уклоняется от этих ракет на высокой скорости. Название «Цирк Итано» впервые появилось в ноябрьском выпуске журнала My Anime за 1982 год. Сам Итано рассказывал, что идея таких сцен пришла ему в голову, когда он прикрепил к своему мотоциклу фейерверки, которые взрывались, пока он ехал.
Молнии Куцуны (Kenichi Kutsuna)
Анимированные зигзагообразные лучи движутся немного не так, как настоящие молнии. Для красоты эффекта электрические разряды рисуют не с острыми краями, а со скругленными; движения тоже более округлые, а разветвлений меньше. Эффект используется не только для изображения молнии, но и для визуализации магических способностей персонажей.
Кубы Ютапона (Yutaka Nakamura)
Это эффектный метод анимации разрушений – когда земля, стены, или другая поверхность разлетается на мелкие кубы от мощного удара.
Названа в честь аниматора по имени Ютака Накамура. Ютапон — его никнейм. Конечно же, Ютака Накамура не патентовал Кубы Ютапона, так что другие аниматоры с радостью их используют. Причем не он придумал анимацию обломков, просто он первый начал их изображать в виде кубов.
Triangle swords
Суть эффекта в размытии контуров оружия во время боя.
Impact Frames (Yutaka Nakamura)
В момент удара, или в другой экшн сцене экран на доли секунды становится чёрно-белым, появляются вспышки света, после чего возвращается предыдущая рисовка.
Ebata Walk (Ryouma Ebata)
Рёма Эбата известен анимацией реалистичной походки. Он очень внимателен к деталям — смещению центра тяжести, темпу. Его персонажи покачивают бёдрами, оступаются, тяжело ступают или наоборот, имеют пружинящую походку. Создается ощущение, что применяется ротоскопирование (фотоперекладка) — техника, при которой персонажи анимируются путём покадровой перерисовки видео с реальными актёрами.
Obari Punch (Masami Obari)
Эффектный метод анимации удара кулаком, ставший каноном. Персонаж динамично отводит кулак назад, наклоняет корпус вперёд, а голову — вбок. Затем ударяет в камеру, при этом перспектива драматично искажается.
Hisashi Punch (Hisahi Mori)
Прием анимации мощного удара кулаком по лицу, часто используется, чтобы показать последний удар в поединке. Внимание акцентируется на самом моменте удара — либо слоу-мо, либо почти статичное изображение кулака победителя и лица проигравшего. Лицо искажается, проигравший как правило, резко отлетает назад. Часто добавляют эффекты в виде линий и вспышек. Так hisasi punch переходит в impact frames.
Kanada Light Flare (Yoshinori Kanada)
Стилизованный отблеск, часто использующийся на металлических объектах. Представляет собой вспышку света в виде креста, появляется на несколько кадров и обычно вращается вокруг центральной точки с изменением размера.
Kanada dragon (Yoshinori Kanada)
Огненный, водяной или электрический дракон появляется в кульминационные моменты аниме. Для его отрисовки используется минимум цветов и сильный эффект затенения.
Ёсинори Канада (1952-2009) очень многое привнес в искусство анимации. Поэтому современные аниматоры используют Драконов Канады не столько ради красивого визуального эффекта, сколько ради выражения благодарности мэтру.
Ещё по теме
Телеграм-канал Sakuga Gif
И ютуб-канал. Видео с едой можно смотреть вечно:
Иллюстрация на обложке — vval.flovver