Картинки со звуком

Списки самых крутых/великих/странных обложек составлены миллиард раз, а крутость, величие и странность слишком субъективны. Поэтому мы просто собрали несколько обложечных историй. На свой субъективный вкус, конечно же.



The Wailers - Catch a fire, 1973. История про механику и крафтовость




Альбом, у которого было две обложки. Первую, в виде зажигалки zippo, разработали дизайнеры Род Дайер и Боб Вайнер. Чтобы открыть конверт, нужно откинуть верхнюю часть, как у настоящей зажигалки. Такая механика сильно удорожала производство — половинки скреплялись вручную, поэтому в «зажигалке» вышла лимитная партия в 20 тысяч копий.


https://www.amazon.com/Catch-Fire-Zippo-Island-SW-9329/dp/B00Q5121SW, https://londonssoundheritage.wordpress.com/2021/03/

Для следующих тиражей использовался обычный конверт с фотографией Боба Марли, курящего огромный косяк. Фото было сделано Эстер Андерсон. В 1973 году она провела шесть фотосессий для группы, но для обложки было выбрано фото из самой первой.


«Для первой фотосессии я выбрала Хоуп-роуд, 56, потому что это помещение купила компания Island Records, и там был большой сад со старыми манговыми деревьями, под которыми Боб Марли любил сидеть, прячась от жары, курить и рассуждать о философии и образе жизни растафари. Я снимала на Nikon и использовала телеобъектив для съемки крупным планом, чтобы добиться высокой контрастности и зернистости, которые вы видите на снимке»



В 2001 году альбом был переиздан на cd в коробках-зажигалках. Правда, уже без навороченной механики. В эпоху cd фишкой делюкс изданий стали буклеты. Тем не менее, для переиздания была выбрана именно эта обложка. Видимо, потому что просто фото музыканта — это скучно. Или история про тень манговых деревьев проигрывает истории про ограниченный тираж особой упаковки.


https://www.shivamusic.es/product-page/bob-marley-the-wailers-2xcd-catch-a-fire-deluxe-edition


Clash - London Calling, 1979. История про фото и отсылки




Культовая обложка London Calling родилась через два года после смерти Элвиса. И похоже, тут панки затмили короля.

Пенни Смит, фотографировавшая группу в турне, забраковала это фото из-за расфокуса. Но гитарист группы и дизайнер Рэй Лоури решили, что такой и должна быть обложка альбома. В 2002 году это фото была названо журналом Q лучшей рок-н-ролльной фотографией всех времен, потому что «на ней запечатлен окончательный момент рок-н-ролла - полная потеря контроля».

Это было первое турне Clash в США, концерт в Нью-Йорке. Смит вспоминала, как Симонон внезапно повернулся в её сторону. «Он был в очень плохом настроении, — говорит она, — и это было на него не похоже». Она сделала шаг назад, чтобы лучше сфокусироваться, но не успела. Саймонон поднял свой Fender Precision, как топор, и обрушил его. Этот момент нужно было снять.

Позже Симонон рассказывал, что это был эмоциональный ответ нью-йоркской публике, которая всю ночь просидела на своих местах и не двигалась.


Paul Simonon in a Texas scrapyard in 1979. Photograph: Pennie Smith. В том турне было сделано много хороших фото, и не разбей Пол свой бас, любое из них могло оказаться на обложке.

Фото стало культовым. А что же с типографикой? По словам дизайнера Лоури, обложка London Calling была данью уважения дизайну дебютного альбома Элвиса Пресли. Оммаж, а не плагиат. Ребята действительно любили рокабилли. В альбоме есть песня «Brand New Cadillac», мелодия 1959 года, написанная Винсом Тейлором. Clash часто использовали ее для разогрева перед записью. «Винс Тейлор положил начало британскому рок-н-роллу, — сказал Страммер. «До него не было ничего. Он был чудом»

Журнал Q в 2001 году поместил обложку London Calling на девятое место в списке «100 лучших обложек альбомов всех времён. В 1995 году группа бывшего участника Clash, Мика Джонсона, использовала ту же схему для своего альбома F-Punk. А ещё London Calling вошёл в десятку, выбранную Королевской почтой для набора марок «Классическая обложка альбома», выпущенных в январе 2010 года.





Nirvana - Nevermind, 1991. История про пайплайн до интернета.




Дизайнер Роберт Фишер был никому не известным выпускником и только начал работать в Geffen. Когда он узнал, что студия собирается подписать контракт с нирваной, попросил дать ему эту работу. Тогда никто не предполагал, насколько успешным будет этот альбом.

У Кобейна уже было видение обложки. Он хотел фото «подводных родов». Найти такие фото без интернета было той ещё задачей. Фишер просматривал книги по теме, но ничего из найденного не подходило для использования. Все изображения были слишком «анатомическими».

Отбросив идею родов, Фишер начал обдумывать другие идеи с детьми под водой. Всем участникам казалось, что этому образу чего-то не хватает.


«Мы подумали: «Хорошо, мы должны сделать что-то интереснее, чем просто фото ребенка под водой». Курту пришла в голову идея добавить рыболовный крючок. Мы провели день, раздумывая обо всех забавных штучках, которые можно было бы надеть на этот крючок. Одной из идей был кусок мяса, вроде большого сырого стейка. Ещё обсуждали компакт-диск или что-то, что могло символизировать музыку. За ланчем мы подумали: «Как насчёт буррито?» «О, смотрите, собака, а как насчет собаки?»… это продолжалось несколько часов. Я не помню, кто сказал «долларовая купюра», но все решили, что это круто. У Курта не было чёткого плана, или какого-то послания, которое он хотел донести. Всё органично сошлось, знаете, как будто один шаг вел к другому шагу, который вел к следующему».

 

Теперь, когда у него была концепция, Фишеру нужно было найти фотографа, чтобы воплотить её в жизнь. Вскоре он нашел идеального человека: Кирка Уэддла.


«Раньше были такие штуки — большие толстые каталоги, где фотографы покупали страницу или две для портфолио. Креативщики искали человека под задачу в таких каталогах. Там мы нашли фотографа, который специализировался на подводной съемке. Я подумал: «Это наш парень! Это был Кирк Уэддл


 

Кирка наняли для съемки в аква-центре Пасадены. Он пригласил несколько семей, и дети проплывали перед камерой от одного родителя к другому.


Контактный лист с подводной съёмки. Куклу использовали для тестовых кадров


«Через неделю я получил пару контактных листов, может быть, 40 или 50 снимков. Среди них был один тот-самый. Поза, как будто он к чему-то тянется, выражение лица ребенка — всё было просто идеально».





«Раньше, до появления компьютеров, ребята сидели в темных комнатах и получали большие деньги за то, что мы делаем сейчас в фотошопе. Нужно было отсканировать фотографию и карандашом набросать на ней, что вы хотите сделать, например: «Добавьте сюда долларовую купюру» или «Поместите сюда несколько пузырей, уберите дно бассейна». Через несколько дней тебе присылали готовый результат, ты открывал конверт, и такой: «воу!»





«Я пошёл в магазин наживки и снастей и купил несколько рыболовных крючков. Отправил фотографу пару полароидных снимков, показывающих, как должна выглядеть эта долларовая купюра. Картинки отсканировали и добавили к фону.»



Когда фото было готово, пришло время добавить другие элементы на обложку.




«Я хотел, чтобы слово Nevermind выглядело так, будто находится под водой. Для этого я распечатал шрифт и отсканировал, приминая лист. Затем я отсканировал его снова, приминая в другом направлении. Теперь вы просто садитесь за компьютер и используете фильтры или что-то в этом роде, и люди считают, что волнистый шрифт — это полная хрень. Но тогда это было новаторским, чёрт возьми.»



С добавлением шрифта и логотипа группы окончательная обложка была готова.


«Я помню, как впервые увидел обложку со шрифтом и всем остальным… она была идеальна. Я был просто счастлив. Когда я впервые показал окончательную обложку группе и менеджменту, она им так понравилась, что они не внесли ни единого изменения.»



 

Бонус: история про мальчика с обложки




Спенсер Элден, мальчик с обложки Nevermind в 2021 году подал иск, ответчиками выступали участники группы, наследники Кобейна и фотограф Кирк Уэддел. Элден утверждал, что группа нарушила федеральный закон о детской порнографии, а сам он понёс «пожизненный ущерб». В январе 2022 года иск был отклонён, но интернет повеселился. В твиттере писали, что Спенсер по инерции продолжает плыть за деньгами. Ещё ему припомнили татуировку с надписью nevermind на груди и то, что он не раз воссоздавал фото с обложки.





Про фотографии Wailers
Про американское турне Clash
Про работу Роберта Фишера