Как Афродита сошла в переход метро

О том, как мода на классические скульптуры и живопись спускалась от рекламных кампаний люксовых брендов до киосков в метро.

Я задумалась об этом, когда очередной фотограф попросил принести на фотосессию гипсовую голову. «Ну вам не надоело?» — подумала я. Потом до меня дошло, что это мне за шесть лет рисования гипсов надоело, а для большинства людей это — атмосфера и антураж.
Конечно, классические произведения цитировались бессчётное количество раз. Но как всё это докатилось до носков с алиэкспресс?

— У тебя же есть голова Венеры?
— Афродиты
— Да не важно, нам на съемку

Архфак

15 лет назад люди делились на тех, кто гипсовые головы ненавидел и тех, кто о них не знал. Потому что гипсовая голова — это пособие для поступающих в вузы, голову нужно нарисовать на вступительный экзамен. И в доинстаграмную эпоху штука эта была очень нишевой. И выглядела вообще не так, как в современных фотостудиях. Головы расчерчивались карандашом, чтобы рисующие лучше видели форму. Головы залапывались руками, карандаш размазывался, головы перекрашивались. Они вообще не были красивыми.

У гипсов в массовой культуре была примерно такая же степень крутости, как у горшков и тряпок из натюрмортов.

Я училась на архфаке шесть лет. Засыпала, положив щеку на рисунок углем. Ходила в халате, по локоть в глине и краске. Чистила и перекрашивала эти многострадальные головы. У нас в скульптурке были две ванны с глиной, которую мы перемешивали строительным миксером. Мы закалывали волосы карандашами. У нас на лбу было написано, что мы с архфака, и конечно, нам это нравилось. Но никому не пришло в голову фотографироваться посреди всего этого срача в романтичных платьях. Мы просто в этом жили.

Я долгое время искренне считала, что потеряла шесть лет жизни. Закончила универ, закинула диплом куда подальше и пришла работать в дизайн-студию. Но где дизайнеры, там фотографы, а где фотографы, там гипсовые головы, атмосфера, антураж, и вот это вот всё. В очередной раз одолжив кому-то голову Афродиты, я наконец поняла, что же я купила за эти шесть лет обучения. Жизнь в той самой атмосфере, которую другие люди создают на фото.



Фэшн

Тогда мы жили в своем изолированном мире, и пределом фэшн-мечтаний было напечатать футболку с Босхом. А в 2012 году в коллекции Dolce Gabbana появились черные платья с херувимами. То, что более принцессного фасона, стало очень популярно в модных блогах. В 2013 году случилась византийская коллекция. Её очень быстро разобрали на отдельные кусочки. Кроме отдельных барочных элементов стала популярной идея «носить искусство». Мне особенно запомнились волна синтетических свитшотов с Босхом и охота за «божественной» футболкой Topshop. Потому что для массмаркета на тот момент это было что-то невероятное.

Источник: Vogue


Источник: Vogue


Источник: Printio



Вы помните лукбук? Отдельная соцсеть для луков! Но в 2012 году вышла версия инстаграм для андроид, и лукбук постепенно умер. А за модными блогерами стала наблюдать более широкая аудитория, уже в инстаграме.

Источники: lookbook и lookbook



Потом Lime Crime выпустили свою легендарную Venus Grunge Palette. На обложку палетки поместили Венеру Ботичелли с перекрашенными в синий цвет волосами. Тени были в красной гамме, и казалось бы, никому кроме фриков это не нужно. Но бьюти-блогеры подхватили тему, бренды еще лет пять выпускали красные палетки, и красные тени вместе с цветными волосами окончательно переползли из категории «для фриков» в категорию «носят все». Сейчас у бренда уже 6 палеток серии Venus в постоянной коллекции, все с Венерами, по-разному стилизованными.

Источник: Limecrime



Я натыкалась на обзор, в котором девушка говорила «палетка Venus с Афродитой». Человеку не интересен Ботичелли, человеку нужны тени. Но картинка нравится. Вроде это Афродита. Человек не лезет изучать вопрос дальше, ему это не интересно. И это нормально. Если искать первоисточники всего, что нас окружает, можно двинуться. Но с этого момента дорога в ларьки и переходы для Венеры открыта.
Потому что если раньше была горстка фриков, которым подавай именно Босха, то теперь покупателям нравятся «какие-то картины». Более продвинутым — «что-нибудь из Ренессанса».



А что с 3d? Вот этими популярными на пинтересте. Давид в неоне. Давид, разрезанный пополам. Давид, облитый золотом или розовой жвачкой. Возможно, когда студенты профильных специальностей дотянулись до 3d, им было просто и понятно начать работать с давно знакомыми вещами. А всем остальным нравится. Покажите мне человека, которому не нравится Давид. Давид красивый. И надоел он только тем, кто эти тридэшки делает.

Источники: Magdiellopez, Redbubble и Behance



Давида можно купить в виде гипсовой головы целиком и по частям, в виде вазочки или печати на футболке, на постере, на чехле для телефона. Сейчас в Новосибирске есть ларёк с аксессуарами для телефона и баннером с Давидом. И вот такая штука:



Итак, таймлайн:

Источники: Vogue, VK и фотографии из магазинов алиэкспресс


1. Это интересно только фрикам из худучилища
2. Появляется на подиуме
3. Подхватывается селебами и модниками-первопроходцами
4. Модники попроще запрашивают это у китайцев
5. И оно горит синим пламенем инстаграма

Что я обо всём этом думаю. Моё мнение может не совпадать с вашим, да.
Массовость не равно плохо. Можно взять одну и ту же скульптуру, и либо навертеть на нее полную шляпу, не выходя из инстаграма, либо сделать огонь и конфетку.

Когда мне было 10, я ходила в «Театр моды». Как художественная школа, только кроме рисунка и живописи у нас были история моды и шитье. Мы там придумывали насколько угодно странные наряды и шили. Моя преподавательница тогда говорила: «Да не берите вы Египет, это такая избитая тема».

А вот, что сделали Chanel в 2019 году:

Источники: BURO и Vogue