Дижитал фэшн: как и для чего делают цифровую одежду

С одной стороны, я живу в климате, в котором девять месяцев в году можно замёрзнуть насмерть. Поэтому сейчас я подыскиваю зимнюю верхнюю одежду, которая бы не стоила половину зарплаты, грела и прилично выглядела. Так что все эти шмотки, которые можно купить, но нельзя носить, сначала вызвали у меня большое «meh».

Но с другой стороны, я жуткая шмоточница, люблю делать луки, простигосподи, а из дома выхожу раз в пару недель. Будь у меня хоть немного свободного времени, я бы красиво одевалась дома, делала фуллфэйс макияж и фотографировала это всё в ближайшей локации ну чисто из любви к красивым картинкам.

И вот в этих соцсетевых ритуалах одежда не несет никакой функции, кроме декоративной, так почему бы ей не быть цифровой, в самом деле.

Есть группы в соцсетях, в которых продают одежду, которая была куплена только для того, чтобы один раз сфотографироваться. Ещё одежду покупают для фотосессий, а потом возвращают в магазин. То есть, да, есть ситуации, когда одежда не нужна. Нужна картинка с этой одеждой. К тому же, фаст фэшн наносит вред окружающей среде, а диджитал фэшн - нет.

Хай фэшн вообще могли бы делать показы исключительно цифровыми. Ну в самом деле, платье от шанель нужно только, чтобы повыделываться. А купить за большие деньги то, чего нет в физическом мире — ещё больший шик, чем купить за большие деньги носимую вещь.


https://www.behance.net/gallery/105884905/MA-COLLECTION

Как это работает

Такие платформы, как DressX и The Dematerialized,предлагают потребителям большой выбор цифровой одежды от брендов и независимых дизайнеров.

Основательница DressX Дарья Шаповалова о том, как мода переплелась с социальными медиа, и как появился проект:



Перед покупкой одежду можно примерить в дополненной реальности в приложении DressX. Покупая аутфит, нужно загрузить на сайт своё фото, на которое ты этот аутфит хочешь «надеть». К фотографии большой список требований, начиная от позы и заканчивая тем, что на тебе должно быть надето что-то маленькое и обтягивающее. Так что, если вы хотите снять свой лук где-нибудь в музее, возможно, вам будет очень неловко.

Через несколько дней вы получите своё фото в купленной одежде.

https://dressx.com/

На DressX покупка аутфита означает покупку одного итогового изображения. То есть, если вы хотите три фото в одном платье, за это платье нужно будет заплатить три раза.

Dematerialized предоставляет покупателям исходные файлы. Это дает покупателю право собственности на цифровые товары и также позволяет использовать файлы столько раз, сколько они считают нужным.

https://thedematerialised.com/

В этом видео девушка задорно рассказывает о том, как она целую неделю носила цифровой шмот. Показывает ассортимент платформы DressX, рассказывает, чем дорогой костюм отличается от дешевого, как для этого всего позировать, и какие недостатки у итоговой картинки:



Самое странное в таких луках то, что вы сначала должны сфотографироваться, а потом на это фото “наденут” шмот. Люди привыкли к обратному порядку действий. Мы сначала примеряем одежду, понимаем, как она сидит, драпируется и смотрится со всех сторон, и только после этого выбираем позу и делаем фото. С цифровым аутфитом нужно угадать, как он будет выглядеть в конечном результате.

Конечно, лучше всё сделать самому. Снять локацию в 360, и использовать её как hdri, чтобы осветить аутфит как следует. Аутфит текстурировать в сабстансе, рендерить в хдрке, и композить в фотошопе. Правда, это всё звучит как фулл-тайм работа, а не как способ делать фото для соцсетей.


«Вы можете носить одежду, которая парит в воздухе и не игнорирует гравитацию. Ваша одежда может светиться разными цветами. Одежда, которая оживляется меняющимися надписями или узорами — возможности безграничны и забавны». – сказала 3d художница Стефи Фунг в интервью Vice.


Процесс примерки в дополненной реальности используется и для покупки физических вещей. Такие бренды, как Rayban, Warby Parker и Farfetch, предлагают AR-примерочные.

Farfectch x Snap virtual try-on offering

В чём сделать

Рендер в локации и композинг — это, конечно, интересно. Но любую одежду, даже цифровую, сначала придётся сшить. Для этого есть на удивление много софта, выбрали самый популярный.


Clo 3d

https://www.clo3d.com/en/

Интерфейс дружелюбен к тем, кто не особенно знаком с конструированием выкроек. Инструмент 3d pen позволяет «рисовать» выкройку прямо на аватаре. Есть вкладка Modular configurator — это библиотека базовых элементов. От воротничков разной формы до основы рубашки.

Экран делится на два окна. В 3d окне размещается аватар, на котором примеряется и симулируется одежда. Для удобства на аватаре можно включить точки-маркеры размещения одежды. В 2d окне строятся выкройки. Ещё в нём есть проекция аватара, так что понимать масштабы и работать с выкройками легче.

Clo3d есть для винды и мак, а ещё он самый доступный по цене из подобного софта. Другой вопрос, как теперь всё это покупать в России, но сегодня не об этом.

Ещё тут есть свой встроенный рендер, что удобно, если у тебя нет никаких других программ, и ты делаешь одежду не ради картинки, а для того, чтобы сшить в физическом мире. Собственно, Clo для фэшн индустрии и разрабатывался. Даже H&M используют CLO.



Marvelous designer

https://www.marvelousdesigner.com/

Марвелоус принадлежит той же компании, что и Кло. Так что интерфейс практически тот же самый. Но он предназначен для гейм индустрии, и вообще для 3д художников. В marvelous меньше вариантов формата экспорта, потому что он предполагает, что всё созданное там останется в цифровом формате. А вот выкройки из Clo3d можно отправить прямо на производство.

В marvelous меньше инструментов работы с выкройками, но есть UVредактор для работы с развёртками и текстурными картами. И кнопка remesh для оптимизации сетки.

В общем, работа с Clo предполагает, что вы будете экспортировать 2d, а с Marvelous - 3d.



Browzwear

https://browzwear.com/

Несколько более замороченная штука. Состоит из модулей Vstitcher, Lotta, Stylezone и Fabric Analyzer.

Тут есть регулярно обновляющаяся библиотека готовых выкроек. Причем, у Browswear партнёрство с Fashionsnoops, так что шмот по выкройкам всегда трендовый.

Поддерживается импорт файлов illustrator и DFX illustrator и DFX, стандартных для выкроек.

В основном блоке Vstitcher нет free-hand-tool, как, например 3d pen в CLO. То есть, нужны какие-никакие знания о конструировании одежды. Фигуры-подсказки в 2d окне тоже нет, так что придется полагаться исключительно на цифры.

Изначально программа разрабатывалась для корпоративных пользователей. Инди-версия тоже есть, но твоя заявка ещё должна быть одобрена.


Как работает Vstitcher:



Lotta — это облегчённая версия. Подойдет тем, кто занимается не конструированием одежды, а дизайном на основе готовых выкроек. Тут можно добавлять принты, вышивку, логотипы и пришивные элементы. И заменять некоторые формы с помощью готовых шаблонов, не залезая в конструктив.



Stylezone - это блок для корпоративных клиентов. Облако, в котором можно делиться 3d прототипами одежды, оставлять комментарии и редактировать модели.

Fabric Analyzer — система, которая дает пользователям возможность точно определять все физические свойства любой ткани, от ее толщины до растяжения и изгиба. Накопленные данные преобразуются в визуальное изображение за считанные минуты. Затем значения автоматически загружаются в VStitcher или другой софт, в котором вы моделите одежду.


Optitex

https://optitex.com/

Как и Browzwear, Optitex имеет ряд рабочих блоков или модулей. Основной — для проектирования 2D/3D-шаблонов.

Библиотека тканей. Можно добавлять свои и делиться ими. Есть облако для командной работы, как и в Browswear.

Прикольная фича — можно импортировать выкройку в иллюстратор, и рисовать любые принты, которые будут отображаться на 3d модели.

С Optitex работают Asos, например.





Tuka 3d

https://tukatech.com/tuka3d/

CAD для конструкторов одежды. Если вы инженер, вам даже может показаться, что вы попали в автокад. Тут много фич именно для создания настоящей одежды. Например, подсистемы для проектирования экономичных раскладок лекал. Они учитывают свойства материалов и особенностей раскройного оборудования.

TUKA3D имеет постоянно обновляемую библиотеку тканей и отделки, а также доступ к библиотеке цветов Pantone. Трёхмерные аватары тоже доступны.



Ассоль

https://assol.org/

Российский кад. Доступна оцифровка лекал и чертежей по фото. Можно выбрать размеры, для которых автоматически размножатся лекала.

Есть Автораскладка OPTiPACK. С ней в автоматическом режиме отслеживаются все заданные ограничения и технологические условия раскроя (рисунок, ворс, зазоры между лекалами). Ещё есть «цифровой модельер» — способ натянуть цвета и текстуры на фото. 3d пока не завезли.



В общем, большинство софта ориентировано на экспорт выкроек и создание реальной одежды. На то, чтобы продожить пайплайн в Zbrush и Substance, заточен Marvelous. А ещё, по моим субъективным наблюдениям больше всего туториалов доступно по Marvelous.


Как сделать

СAD для швейников, тем более отечественный, был для меня приятным открытием, но вернёмся к полностью цифровой одежде. Нужна она для статичной картинки, игр, кино или анимации — одной программы не хватит. Ниже подборка видео процессов. Потому что на то, как работает кто-то другой, можно смотреть вечно.

Полный пайплайн создания платья:



Шитьё и скульптинг одежды для игрового персонажа:



Навороченное платье. Marvelous Designer, Zbrush, Maya, Substance Painter:



Marvelous, Zbrush и 3dsmax + Vray: