Дизайнеры в эмиграции

Эмигранты, которые смогли сто лет назад без интернета. Рассказываем, как преуспели и на что повлияли отец ар-деко Эрте и отец глянцевых журналов Бродович.



Эрте



— Cын, что бы ты хотел получить на день рождения?
— Заграничный паспорт.



Примерно так началась карьера Романа Тыртова во Франции. Он с детства любил театр, живопись, танцы, и не собирался служить на флоте, как того хотел отец. Отец хоть и был разочарован, но отпустил восемнадцатилетнего сына в Париж. Роман взял псевдоним Эрте, соединив первые буквы имени и фамилии.

Тыртов приносил свои эскизы в модные дома, но его не брали на работу, а в одном месте даже посоветовали никогда не заниматься модой. Тогда он отправил работы Полю Пуаре, который в то время уже был звездой. И Пуаре взял парня на работу.




За 97 лет жизни Эрте успел поработать над дизайном одежды, ювелирки, интерьеров, упаковки парфюма и алкоголя. Он создавал костюмы для театра и кино, занимался скульптурой и 20 лет работал художником в журнале Harpers’ Bazaar.


Иллюстрации





www.erte.ru

Костюмы

Первые сценические костюмы Эрте создавал ещё с Пуаре. Одной из самых успешных постановок была пьеса Жана Ришпена «Минарет». Среди актрис, занятых в спектакле, была танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте.

Мата Хари

В феврале 1925 года Эрте заключил контракт на создание костюмов и сценографии для двух фильмов студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Контракт был продлен, и Эрте надолго остался в Голливуде в качестве художника. Он разрабатывал декорации и костюмы в том числе для «Богемы» Кинга Видора, «Безумия танца» Роберта Леонарда, «Мистики» Тода Браунинга.

Эскизы и итоговые костюмы

«Безумия танца»



Обложки

В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом Harpers’ Bazaar. Следующие двадцать лет он иллюстрировал для него статьи и обложки, писал о моде и вёл светскую хронику. Ещё Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий.

Когда в Harpers’ Bazaar появилась должность арт директора, её занял Алексей Бродович. Он считал, что иллюстрованные обложки устарели, уволил Эрте и стал делать коллажи и фотографии.





AlphaErté bet Suite

Эту серию он начал в 1927 году после очень успешной выставки в галерее Шарпантье в Париже и планировал завершить два года спустя. Однако художник был слишком загружен заказами и не успел этого сделать. В результате работа растянулась на 40 лет.



https://www.grosvenorgallery.com/exhibitions/47/works/artworks-1506-romain-de-tirtoff-erte-alphabet-1927-1967/

Декантеры

В середине 80-х годов Коньячный Дом Courvoisier заказал у Эрте дизайн декантеров. В коллекции семь иллюстраций. Каждая символизирует этап создания коньяка от виноградника до дегустации. Было выпущено всего 12000 пронумерованных экземпляров каждого графина.

https://www.cognac-expert.com/fr/cognac-collection/courvoisier-collection-cognac-erte

https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/distilled-iconic-samaroli-dalmore-62-and-the-worlds-oldest-cognac/courvoisier-erte-collection-no-1-8

Скульптура

После выставки работ Эрте в нью-йоркской галерее музей Метрополитен выкупил 170 его произведений. Это был невероятный успех для художника, который ещё не умер.

https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/skulptury-erte-geniya-ar-deko/



А ещё Эрте сам шикарно одевался и любил котиков.



Эрте занял столько ниш в начале века, что так или иначе повлиял на дизайн всего. Мода с экранов всегда приходит в магазины, так что его работы для MGM задавали стиль. Теперь мода двадцатых годов ассоциируется с видением Эрте. И когда дизайнеры в следующие десятилетия цитировали двадцатые, они цитировали именно его.


После смерти

В 1998 году Джон Гальяно представил коллекцию Dior, вдохновлённую Эрте.

https://www.vogue.com/fashion-shows/spring-1998-couture/christian-dior

Коллекция Lanvin весна 2021, созданная Бруно Чиарелли. Главным акцентом стали эскизы Эрте, созданные художником для бренда и хранящиеся в его архивах с 1920-х годов.



https://www.lanvin.com/us/erte.html https://www.tsum.ru/news/11966598.html


Что посмотреть

Лекция для тех, кто хочет максимально погрузиться в контекст моды 1920-х:



И краткая биография:



Выставка в Питере:




Алексей Бродович

Арт-директор Harpers’ Bazaar, который уволил Эрте, тоже был эмигрантом из российской империи.

У Бродовича был не такой радужный старт, как у Тыртова. Перед тем, как уехать в Париж, он успел повоевать, повзрослеть и жениться. А в Париже поселился на Монмартре, в бедном квартале беглых художников.

Благодаря местному комьюнити он познакомился с Дягилевым, который дал ему работу. Бродович создавал декорации и афиши для «Русских сезонов». Там же, в театре, он занимался фотографией. Все эти моушн-блюр картинки тогда были чем-то совсем авангардным, но позже Бродович использовал их в модных журналах.

https://garagemca.org/en/event/140 https://www.amazon.es/Alexey-Brodovitch-Ballet-Books-11/dp/1935004220

https://www.swanngalleries.com/news/photographs-and-photobooks/2010/04/alexey-brodovitch-ballet/

https://twitter.com/oscarpr12/status/1083190292373794816

Считается, что конкурс плакатов для благотворительного бала стал первым успехом для Бродовича. И дело даже не в том, что он занял первое место, а в том, что Пабло Пикассо занял второе.

Конкурсный плакат, 1924

Конкурсная работа Пикассо


С тех пор карьера Бродовича пошла в гору, и в 1930 его пригласили преподавать дизайн в США, а в 1934 он стал арт-директором журнала Harpers’ Bazaar. Его работа с фотографиями и вёрсткой сделала журналы такими, какими мы привыкли их видеть.


Так выглядели модные журналы в 20-30 годах:




А такими их сделал Бродович:







Что посмотреть

Карьера в прикольной инфографике на таймлайне.

И краткая биография, которую можно послушать фоном:




Трейлер к выставке в Цюрихе. Да, и такое бывает: