Это история о том, как мы случайно сделали ребрендинг для сети кофеен «Бодрый день». Она читается примерно за 7 минут.

Как фейслифтинг превратился в ребрендинг? 11 лайфхаков из проекта «Бодрого дня».

 

Зачем вам её читать?

Если вы маркетолог, бренд-менеджер или владелец бизнеса — узнаете, как происходит ребрендинг крупной сети, что это такое и из каких этапов состоит. Если вы дизайнер — сможете почерпнуть что-то для организации работы или общения с клиентом.

Погнали!

 

Первая встреча

Сначала речи о ребрендинге не было. В середине августа к нам в гости пришли Алексей и Александр — основатели сети кофеен «Бодрый день». Если вы о них не слышали — это 180 кофеен по России и СНГ, из которых 12 находятся в Новосибирске и принадлежат основателям, остальные — франшизы. Первые встречи — это всегда разговор о том, какие задачи стоят перед бизнесом и его собственниками, какие проблемы можно решить с помощью дизайна, какие к дизайну предъявляются требования и так далее.


После знакомства мы сообща определили такие тезисы:

  • Ребята хотят поменять дизайн, потому что делали его 4 года назад.
  • За 4 года сеть переросла дизайн — он должен стать взрослее, немного серьезнее и структурнее.
  • С брендом работает много дизайнеров и сммщиков разного уровня подготовки, а значит, накладки неизбежны, если не сделать все просто и понятно.
  • Нужен новый дизайн кофейных стаканов — это главный инструмент общения с гостями и подписчиками соцсетей.
  • Сеть большая, и ее знает много людей — к узнаваемости нужно относиться бережно.


Задача, которую мы сформулировали совместно — фейслифтинг айдентики, то есть освежение и упорядочение образа бренда. Вот что нам предстояло «освежить» — так выглядел Instagram-аккаунт «Бодрого дня» до обновления дизайна.



Как известно, не важно, сколько у тебя лайков в инстаграме, если в жизни ты хорошо выглядишь. Шутка, нет ничего важнее лайков в инстаграме! В смысле, дизайн должен хорошо выглядеть не только на мониторе, но и в жизни. Главное, чтобы новый дизайн органично влился в новый контент, который создает не только компания, но и ее клиенты.

 

Вторая встреча — разговор про картинки

Второй этап любого проекта — визуальный бриф, который мы готовим на основе обычного брифа. В чем разница? В обычном брифе заказчик даёт вводную информацию — преимущества продукта, описание целевой аудитории, стратегических планы и т.д. Визуальный бриф, еще его называют мудборд — подборка картинок. Его задача — выявить настроение, вкусовые и стилистические предпочтения. Понять как видит себя клиент и как мы видим его со стороны. С помощью мудборда мы разобрали актуальные решения в дизайне, варианты подачи, вдохновились и поболтали о том, как мог бы выглядеть «Бодрый день» в самых смелых фантазиях.

 

Как работать с визуальным брифом?

Картинки в мудборде совсем не обязательно должны демонстрировать конкретные решения, которые вы предлагаете. Конечно, так удобно продавать какие-то решения, но смысл в другом.

Например, из этих трех картинок ниже ребята обратили внимание на первую.


Не нужно воспринимать все буквально. То есть, важна не сама картинка, а то, как человек на нее реагирует.

Второе изображение — хорошее, натуралистичное, прямое, с простым и четким посылом.

Третье — максимально информативное, сдержанное, в нем все про передачу смысла.

Первое — дерзкое, привлекает внимание, над ним нужно поразмыслить. Из трех оно выделяется яркостью и в нем есть история. На него ребята и обратили внимание.

Значит ли это, что в айдентика должна быть похожа на какие-то примеры из визуального брифа, за которые заказчик зацепился? Нет, не значит. Это значит, что в айдентике могут присутствовать те качества и стиль, которые срезонировали. После обсуждения мы взяли паузу на неделю, чтобы подготовить первые варианты айдентики.

Лайфхак для дизайнеров:

Мудборд — ваш друг, используйте его, чтобы завязать разговор о дизайне. Если заказчику не понравится ни одна картинка — он об этом скажет, и вы поговорите о том, что ему нравится.

 Лайфхак для заказчиков:

Мудборд — отличный повод рассказать дизайнеру о том, что вам нравится. Понять как вы видите свой продукт.

 

Первые концепции

Результат первой недели работы — три концепции айдентики. Мы расположили их в порядке усложнения и отдаления от актуального образа.


Легкий фейслифтинг

Сначала мы выделили слабые места в актуальном логотипе. Если удастся исправить их без потери узнаваемости и не переделывать логотип целиком — это успех. Чем проще и быстрее — тем лучше.

Отрисовываем новый стакан, немного меняем цвет, полностью перерабатываем шрифтовую часть. Теперь в логотипе нет мультяшности, он четкий и однозначный, как американо без сахара.

Узнаваемость сохранилась, понятно, что ребята продают кофе. Но несмотря на то, что все сделано правильно, нам самим результат не очень нравится, да и заказчику тоже:

Открытая крышка в логотипе создавала динамику и этим и нравилась. Крылья, задающие движение всей композиции, стали смотреться неуместно. С закрытой крышкой стакан перестал быть живым и стал больше иконкой, шильдиком, а не персонажем.

 

Но главное — стало очень похоже на Тех, Кого Нельзя Называть.

  1. Клиенту понравилось:
  2. Сохранилась узнаваемость
  1. Клиенту не понравилось:
  2. Похоже на главного конкурента в строгости и цветах
  3. Стало слишком строго и офисно для душевных кофеен
  4. Из логотипа пропала динамика
  5. Бодрый день давно уже стал чем-то большим, чем просто стакан кофе с собой
  6. А значит, этот вариант айдентики не прослужит долго — его скоро придется обновлять


Переходим ко второму варианту.


Глубокий фейслифтинг

Во втором варианте обыгрываем идею общения. Эта концепция — промежуточный вариант между корректировкой старого логотипа и разработкой нового. Образ более эмоциональный, современный, содержит в себе потенциал для раскрытия целой системы общения.


От стакана не осталось ничего, от крыльев — только пёрышко.



Перечеркнутые слова создают дополнительный акцент на всей фразе. Когда человек видит такой текст, он подсознательно проговаривает его не как «бодрый стрёмный день», а как «бодрый, а не стрёмный день», или «не стрёмный, а бодрый день».

То есть, перечеркивая какое-то слово, мы даем человеку повод задуматься — почему оно перечеркнуто, и достроить картину, найти оправдание для «перечеркивания».

Лаконичный дизайн создает ощущение понятности и прозрачности. Придешь в «Бодрый день» — получишь то, что на картинке, чётко и быстро. Никаких подводных камней. Все максимально просто. При этом образ не вызывает ощущения строгости или сухости — пёрышки, диалоговые бабблы и копирайтинг позволяют концепции обрести человеческое лицо и говорить с людьми на одном языке.

В этой концепции айдентика динамическая — частью логотипа или паттерна может стать любое слово, помещённое в баббл. То есть, нет привязки к кофе как основному продукту.

Уже ближе, но нам все равно не нравится, как и клиенту:

Нравится, что можно обыграть слово «день», но перечеркивание вызывает негативные ассоциации. А шрифтовая часть кажется слишком тяжелой.

  1. Клиенту понравилось:
  2. Интересное решение для общения с клиентами
  3. Нет привязки к кофейному стакану
  4. Живой, не канцелярский образ
  1. Клиенту не понравилось:
  2. Негативные ассоциации от перечёркнутых слов 
  3. Не очевидно, причем тут скандинавский дизайн
  4. Тяжёлый шрифт




Уже не фейслифтинг, но еще не ребрендинг

Третий вариант — новая концепция с самостоятельной идеей. Пробуем общаться с помощью символов. Основа — шрифтовая часть, в которую вложено несколько символов.

Предлагаем собственную систему кодирования смыслов. Если поменять буквы-иконки местами, то они образуют слово ОБЕД, но это случайность. Еще они совершенно случайно могут образовать слово ДОЕБ, и тут тоже нет никакого тайного смысла.

При желании любая буква алфавита превращается в символ, который общается со зрителем. Поначалу кажется, что система хаотична, но если использовать ограниченный набор букв и расшифровок к ним, то получится цельное сообщение на нужную тему.

День настолько бодрый, что можно просто кричать «Е-е-е-е-е-е-е!» и уже это создает узнаваемость образа. Раскладываем основной цвет на составляющие, получаем синий и желтый для кодирования продуктов.

Желтая иконка — чёткий идентификатор, синие линии — дань динамике старого логотипа (они немного похожи на крылья).



Вот так это выглядит на бренд-носителях. Образ неожиданно стал похож на бренд Санкт-Петербурга от студии Лебедева, но они и сами, бывает, грешат. Впрочем, не сходство с работой студии Лебедева, а все то же графическое отрицание погубило эту концепцию. Парни даже спросили, не было ли где-то распродажи перечеркнутых букв:

— Зачеркнутая О — знак стоп, не ходи, не паркуйся.
— Д — полицейская мигалка.
— Вы пытаетесь нам что-то сказать?

 

Лайфхак для дизайнеров:

Выбирайте недвусмысленные символы. Если что-то может быть понято неправильно — это будет понято неправильно.

Лайфхак для заказчиков:

Всегда готовьтесь к худшему. Если где-то можно потроллить — клиенты обязательно это сделают.

  1. Клиенту понравилось:
  2. Есть потенциал для общения с помощью универсальных символов 
  3.  Нет зависимости от образа стакана с кофе — можно продолжать развивать кухню
  4. Шрифт динамичный, нестандартный, но требует доработки
  1. Клиенту не понравилось:
  2. Много негативных ассоциаций с конкретными символами
  3. Цвет слишком похож на цвет главного конкурента
  4. Иконки слишком тяжелые, массивные, грубые


Резюме по первым трем концепциям:

Ни один из трех вариантов не устроил ни заказчика, ни нас, поэтому нужно было наметить направление движения. Из комментариев по каждой презентации стало понятно, что:

  • Айдентика должна быть добрее и эмоциональнее
  • Острых углов в шрифтах, словах и рекламных посланиях быть не должно
  • Нужны инструменты для вовлечения в общение — как на точках, так и в интернете
  • Нужно больше примеров использования в интерьере
  • На основание этих выводов нужно сделать коллаборацию второй и третий концепции — оформить её в презентацию.


Составлять одну концепцию из двух — самая нелюбимая большинством дизайнеров задача. Из этого редко получается что-то хорошее. В основном — получается опыт и понимание, как не надо делать. А это, кстати, дорогого стоит. Отдельного внимания заслуживает цвет логотипа. Ниже видно, что один из вариантов логотипа по цвету неприлично близок к цвету главного конкурента.

Поскольку мы, слава Джонни Айву, не из Куеды, допускать таких оплошностей нельзя. Но совсем отказываться от зеленого тоже нельзя — мы поняли это из результатов исследования. У людей спрашивали, знакомо ли им название «Бодрый день»?, и в большинстве случаев ответ был «Да, это те с зелеными стаканчиками». Значит, зеленый должен остаться.

 

Вторая презентация, или игра шрифтами,
в которой все выиграли

В трех первых концепциях больше всего вопросов вызвала шрифтовая часть логотипа. Исходя из анализа брифа, обсуждения мудборда и общения мы выставили себе список критериев, которым должен соответствовать логотип:

  • Однозначно должен быть проще актуального логотипа
  • Символом в логотипе не должен быть стакан кофе
  • Шрифт должен быть мягким, округлым, домашним
  • Элементы дизайна должны взаимодействовать с людьми и вовлекать в общение
  • Символы, иконки или иллюстрации нужны максимально легкие и понятные
  • Зеленый цвет мы не можем поменять


Через десять дней презентация была готова.




Лайфхак для дизайнеров:

Если количество вариантов логотипа принципиально для вашего заказчика (для нашего — нет), то вот простое решение. Нет, не выделять один из вариантов графически, кто вообще может на такое купиться?

Выстраивайте варианты логотипа в цепочку, так, чтобы вашему клиенту:

  • было виднее, чем один вариант отличается от другого графически;
  • было понятнее, как меняются эмоциональные качества логотипа с незначительным изменением его внешнего вида;
  • не хотелось выбрать тот промежуточный вариант, в котором вы уже сделали буквы потолще, но еще не сделали красный краснее, а картинку побольше.



Лайфхак для заказчиков:

Большое количество вариантов логотипа, который изначально вам не нравится, не сделает его лучше. Поговорите с дизайнером о том, что логотип должен транслировать, а не как выглядеть.

После всех манипуляций получили финальный вариант. Зеленый, кстати, сделали позеленее.



На картинке видно, что этот оттенок отличается и от главного конкурента, и от всех предложенных нами вариантов. Он чуть насыщеннее самого первого.

Проверяем на соответствие критериям:

  • Проще актуального логотипа — есть
  • Символ — не стакан кофе — есть
  • Шрифт мягкий, округлый — в принципе, есть, но можно мягче и круглее
  • Элементы дизайна пока взаимодействуют только друг с другом и с текстом
  • Символы легкие и понятные — есть, но не вау
  • Зеленый цвет — есть




На этом примере показали легкость, динамику и ненавязчивость айдентики. Все летит в нужную сторону — и воздушный шар, и воздушный пончик.



Кстати, «воздушность» здесь — референс к крыльям стаканчика из актуального логотипа.

Лайфхак для дизайнеров:

Старайтесь не использовать простые ассоциации, вроде цепочек «крылья — лететь — самолет». Если образ должен быть летящим — не обязательно, чтобы что-то летало.

Лайфхак для заказчиков:

Давайте дизайнерам стратегические задачи, если вы в них уверены. Не пытайтесь контролировать каждую мелочь.

  1. Клиенту понравилось:
  2. Все критерии выполнены
  1. Клиенту не понравилось:
  2. Концепция получилась синтетическая
  3. Поиски решения привели нас в тупик


В конечном итоге вся команда проекта согласилась с тем, что притягивать новые качества к старому образу — плохой путь.

Решили остановиться и начать с начала. Так мы поиграли со шрифтами и выиграли билет на новую концепцию айдентики — с большей свободой в выборе решений.

 

Наконец-то ребрендинг

Выкинули все старые наработки, взяли паузу на 10 дней и сделали новую самостоятельную концепцию. Чем проще символ, тем он более универсален и распространен. Например, шашечки такси, красный крест машин скорой помощи, фигуры мужчины и женщины для туалетов и примерочных, и так далее.

Каждый символ используется в какой-то ситуации, и символы для похожих ситуаций собираются в группы. Например, дорожные знаки, сигнальные флажки, иконки приложений в айфоне или эмодзи. Эмодзи используются как символы для каких-то состояний человека в момент общения — подходит просто идеально.

Вот так выглядело лицо нашего айдентика, когда он узнал, что нужно сделать еще один вариант логотипа. Шутка так себе, но он умолял ее оставить. Извините.

Как видите, эмодзи в логотипе нормально встраивается в общение на любую тему :)

Чем больше поводов для использования символа — тем лучше. Можно вставлять в логотип, слоганы, можно делать стикеры, клеить на стаканы, пакеты, футболки персонала — куда угодно.




Шрифт

От исходной «воздушности» отказались в пользу «бодрости». А значит, шрифт больше не должен быть мягким и округлым и может стать энергичным, простым и легко читаемым.

Знак

Эмодзи просятся быть вписанными в «О». Так и композиция всего логотипа станет удобнее для использования. Прямоугольник проще располагать на макетах, чем прямоугольник с кругом, трапецию, или что бы то ни было.


Кстати, зеленый цвет остался, но ни о каком сходстве с конкурентом уже нет речи. Если вам кажется, что все эти эмодзи на одно лицо — не удивляйтесь. Еще на этапе заполнения брифа мы много смотрели на азиатские кофейни. Это, кстати, правда. Но никакого расизма! Плотность населения в Азии делает формат to go актуальным, как нигде в мире. Отсюда и большое количество примеров простых и легких в общении локальных брендов.

Провели презентацию заказчику. Зашло! :)

  1. Клиенту понравилось:
  2. Простые и универсальные символы в большом количестве
  3. Образ энергичный, быстрый и все еще летящий, но без вторичных ассоциаций
  1. Клиенту не понравилось:
  2. Мало примеров использования
  3. Не понятно, как масштабировать идею на огромную сеть


То есть, для полноты картины не хватает только примеров — из них появится и понимание, как идея раскрывается в масштабах всей сети.


Примеры бренд-носителей

Еще неделя — и примеры использования готовы. Одна из ключевых задач Бодрого дня — продавать больше стаканов объемом 0,5 литра. Кто-то может сказать, что пол-литра кофе — многовато не только для одного, но даже и двух стаканов.


Идея стакана проста, как и сами эмодзи: раз с ними должны фотографироваться, то пусть фотографируются со стаканом прямо перед лицом:






Лайфхак для дизайнеров и заказчиков:

Если вы хотите стимулировать продажи какого-то продукта в линейке — выделите его графически, это самый простой и очевидный способ.

Второй по значимости элемент — вывеска:





Выглядит стильно, но не слишком дорого, и подчеркнуто просто. То, что нужно для людей, которые проводят в кофейнях встречи в обеденный перерыв.

А так можно брендировать таблички с графиком работы. Казалось бы, ничего особенного, но и это тоже общение.


А вот так может выглядеть упаковка для заказов с собой и кофе собственной обжарки.


А вот так могут выглядеть слоганы. Заигрывание со зрителем строится на подмене букв Б и Д.





Минималистичные зеленые постеры — инструмент для навигации и брендирования внутри заведения.


А вот эти эмодзи можно использовать на дверях в туалет. 




Лайфхак для дизайнера:

Часто на стыке скучных бизнес-задач и нескучного дизайна появляются интересные решения.

Лайфхак для заказчика:

Расскажите дизайнеру не только об особенностях продукта, но и о бизнес-задачах.


  1. Клиенту понравилось:
  2. Цельный, яркий, не похожий на конкурентов образ
  3. Логотип — динамический, говорит не о продукте, а об эмоциях, которые продукт дает
  4. Айдентика говорит с клиентами на простом, понятном языке
  5. Коммуникацию легко масштабировать, достаточно подобрать эмодзи и текст

 

 

Резюме

Проект полностью согласован управляющей компанией и франчайзи. Ребята сделали план по внедрению новых бренд-носителей. Начнут с собственных кофеен в Новосибирске, и за 2 года переоденут всю сеть. Сначала все будут говнить и говорить — вот раньше было лучше. Из опыта — это пройдет через пару месяцев работы, люди привыкнут к новому и система начнет работать.

Производство любых бренд-носителей теперь происходит на стороне управляющей компании — так из процесса будут выключены дизайнеры на местах. А значит, ошибок станет меньше, все будут работать с одинаково качественными решениями, скорость внедрения маркетинговых акций вырастет.

Спасибо, что дочитали до конца!

 

Если у вас есть знакомый дизайнер-новичок — отправьте ему ссылку на эту статью. Он наверняка сможет почерпнуть что-то полезное для общения с клиентами и организации рабочего процесса.

Если у вас есть знакомый маркетолог или менеджер, который никак не может найти с дизайнерами общий язык — отправьте ему ссылку на эту статью. Так он сможет посмотреть на организацию процессов с точки зрения дизайнеров и сможет выстраивать коммуникацию на проектах более эффективно.

 

Ну и подписывайтесь на наши социальные сети — надо же иногда подписываться на что-то интересное и полезное.